Взгляд изнутри на неприятности “Мумии”: избыточный контроль со стороны Тома Круза

Во время премьеры «Мумии» на прошлой неделе на Манхэттене внешне было трудно понять, что это премьера одного из главных блокбастеров года. Места под афиши на фасаде AMC Loews Lincoln Square Theatre пустовали. Дорожка для гостей была полностью затянута в черный пластик. Охрана пропускала гостей за заграждения только после того, как они правильно отвечали на вопрос, что именно они собираются смотреть, и проходили через два металлодетектора.

Аннабель Уоллис, Том Круз и София Бутелла на премьере “Мумии”

Внутри театра толпу встречал торжествующий Том Круз. «Привет всем», — говорил 54-летний актёр. Он представил Алекса Куртцмана, режиссёра фильма, а также других актёров, которые стояли молча во время его 10-минутной импровизированной речи. «Фильмы не создаются одиночками», — говорил актёр, — «это командная работа».

Но в случае с «Мумией» именно у одного человека — Круза — были избыточные полномочия по контролю над фильмом, как утверждают несколько источников. Предполагалось, что перезагрузка «Мумии» даст старт мега-франчайзу для киностудии Universal Pictures. Однако вместо этого она стала иконическим примером того, как кинозвезда может потерять голову.

Кадр из фильма «Мумия»

В Голливуде ищут козла отпущения, виновного в том, что «Мумия» свернула куда-то не туда и заработала мизерные $32 млн на старте домашнего кинопроката. Многие указывают на Круза. Люди, имеющие прямое отношение к созданию картины, говорят, что Круз почти единолично правил всем творческим процессом создания «Мумии», диктуя на съёмочной площадке даже самые незначительные решения. Точно так же, как он впоследствии командовал происходящим на премьере фильма, заставив коллег-актёров неловко стоять в стороне. Сам актёр признался в своём стремлении к перфекционизму на премьере: «Я не просто делаю фильм. Я отдаюсь ему полностью и ожидаю того же от других».

Кадр со съёмок фильма «Мумия»

Утверждается, что киностудия Universal по контракту гарантировала Крузу контроль над большинством аспектов картины: начиная от утверждения сценария и заканчивая решениями в области пост-продакшна. Он также значительно повлиял на стратегию продвижения и релиза картины и выступал в поддержку её премьеры в июне, в наиболее важный летний период.

С учётом ужасных рецензий «Мумии», производство которой, по сообщениям от инсайдеров, обошлось в $190 млн, а маркетинг и мировой релиз — в ещё более $100 млн, будет трудно вернуть вложенные в неё деньги. Дебют фильма за границей вышел гораздо более внушительным, чем в США: благодаря $142 млн за первый уик-энд его можно назвать самым успешным фильмом за всю карьеру Круза. Тем не менее, неясно, удастся ли «Мумии» отбить затраты, и она, очевидно, бросает тень на планы киностудии по созданию «Тёмной вселенной» (Dark Universe), в которой предполагается участие звёзд класса А, таких как Джонни Депп (в роли «Человека-невидимки») и Анджелины Джоли (в процессе переговоров по участию в «Невесте Франкенштейна»).

Кадр из фильма «Мумия»

Представитель Круза не ответил на запрос о комментарии. В пресс-релизе киностудия Universal опровергла негативное влияние Круза на производство фильма.

«Том подходит к каждому проекту с такой активностью и самоотдачей, которые не способно продемонстрировать большинство работающих в нашем бизнесе сегодня», — гласил пресс-релиз, — «он проявил себя как настоящий партнёр и полноправный участник творческого сотрудничества, а его цель в любом проекте — создать для зрителей незабываемый опыт от посещения кинотеатров».

Рассказы о любви Круза к контролю появились в то время, когда «система» голливудских звёзд пришла в полный упадок. В 1990-е годы киностудии выкладывали огромные деньги за звёзд типа Мела Гибсона, Джулии Робертс и Харрисона Форда, будучи уверенными, что их имена под названием картины гарантируют кассовый успех. В обмен на это звёздам предлагались огромные привилегии, внушительные гонорары и немалые доли прибыли от фильмов.

Вместе с деньгами пришла и возможность проявлять власть, накладывая вето на ключевые решения. Однако, когда экраны стали захватывать фильмы по комиксам и другие насыщенные спецэффектами картины, топ-актёры обнаружили, что спрос на них уменьшился, а вместе с ним померкла и власть. Круз сориентировался в изменившихся условиях лучше некоторых: франчайз «Миссия невыполнима» продолжает приносить деньги, при этом другие проекты, типа «Обливиона», проваливаются. В перспективе у актёра могли возникнуть сложности с тем, чтобы проявлять власть в таком же объёме в отношении других фильмов.

Для других крупных кинозвезд это могло стать последней попыткой, но на съёмочной площадке «Мумии» Круз вёл себя лётчик-ас (прим.: игра слов с названием фильма Top Gun), которым он когда-то был, и заправлял абсолютно всем. Когда Круз подписался на проект, Куртцман уже руководил им, но именно актёр дал своё благословение на то, чтобы режиссёр оказался за камерой. Они достигли комфортного уровня взаимодействия ещё в то время, когда Куртцман работал сценаристом для фильма «Миссия невыполнима-3».

В свете провала «Мумии» решение назначить на съёмки высокобюджетного экшна настолько неопытного режиссёра кажется безрассудно храбрым. Куртцман необязательно должен был занимать высокое место в списке желаемых режиссёров для проектов такого масштаба, с учётом того, что он по сути является продюсером и сценаристом, срежиссировавшим единственный полнометражный фильм, который в итоге получил смешанные отзывы (драма 2012 года «Люди как мы» с Крисом Пайном). Так как Куртцману было сложно адаптироваться к объёму проекта, всё больше кажется, что настоящим режиссёром был Том Круз, который часто диктовал своё видение основных экшн-сцен и занимался решением всех самых мелких вопросов производства, согласно источникам.

Кадр из фильма «Мумия»

«Мумия» превратилась из летней попкорн-страшилки в стандартный фильм с Томом Крузом и по другим причинам. Актёр лично поручил двум сценаристам вместе с Кристофером Маккуори («Миссия невыполнима-5») написать новый сценарий. Два из трёх сценаристов, указанных в титрах фильма — Маккуори и Дилан Куссман, актёр-сценарист, игравший эпизодические роли в «Мумии» и «Джеке Ричере» — являются близкими приятелями Круза. Сценарий показывал главного героя Ника Мортона как убедительный архетип Тома Круза, в один момент забавно описывая его как «молодого человека».

Сценаристы расширили изначальную роль Круза. В первой версии сценария у Мортона и Мумии (которую сыграла София Бутелла) было примерно поровну экранного времени. Также был добавлен неожиданный поворот, когда персонаж Круза сам становится одержимым, для придания ему большей драматичности. Даже несмотря на то, что боссов Universal история — кажущаяся несвязной и включающая в себя Рассела Кроу в роли доктора Джекилла — не впечатлила, они поддержали видение Круза.

Кадр из фильма «Мумия»

Съемочная группа также приняла правила игры, сделав Круза главным. «Это очень яркий пример фильма, состоящего из двух половин: до Тома и после Тома», — говорил Фрэнк Уолш, главный художник по костюмам, на лондонской премьере «Мумии» на этой неделе, — «Я слышал истории о том, как он приводит всё в движение, непрерывно подгоняя всех вокруг, но с ним было удивительно работать. Он — великолепный творец, который знает своё дело. Он приходит на площадку и говорит режиссёру, что именно делать, может сказать, что выбран неправильный объектив, поинтересоваться насчёт декораций. И если вы будете отвечать на его вопросы без запинок… с ним будет очень легко работать».

Как только съемки фильма завершились, Круз привлёк своего давнего партнёра — монтажёра Эндрю Мондшейна к монтажу финальной версии картины (в титрах фильма также указаны монтажёры Джина и Пол Хирш). Он провёл много времени в монтажной, отсматривая нарезки материалов, что, по общему мнению, не особо помогло.

Вообще, мнения участников съёмочной группы относительно того, помогли ли действия Круза фильму, испытывавшему проблемы с самого начала, или превратили его в информационно-рекламный ролик имени Тома Круза, разнятся. Некоторые считают, что у актёра не было иного выхода, кроме как проявлять напористость. С учетом того, что у Куртцмана не было никакого опыта съёмок блокбастеров, Круз, который снимался в боевиках с масштабными экшн-сценами всю свою жизнь, должен был попытаться возглавить имеющиеся «войска», в противном случае возникала опасность отставания производства от запланированного графика.

Кадр из фильма «Мумия»

В студии Universal знали: если «Мумия» должна была конкурировать с фильмами типа «Чудо-женщины» и «Стражи Галактики. Часть 2», то ей нужна каждая капля затухающей славы Круза. Когда студии пришлось, столкнувшись со слабыми прогнозами сборов картины перед стартом проката, прибегнуть к экстренным мерам, она в конце мая выпустила портрет Круза с другими актёрами из «Тёмной вселенной», включая Деппа и Хавьера Бардема (который сыграет Франкенштейна). Тем не менее, студии даже не удалось собрать актёров в одно время в одном помещении, в результате чего для создания портрета прибегли к фотошопу. Реакцию интернета на этот отчаянный маркетинговый ход в лучшем случае можно охарактеризовать как «прохладную». Это было ещё одним напоминанием, что значимые имена, которые некогда правили Голливудом, ныне привлекают гораздо меньше зрительских симпатий.

Рассел Кроу, Хавьер Бардем, Том Круз, Джонни Депп и София Бутелла на постере «Тёмной вселенной»

Рецензии на фильм, может быть, и были безжалостными, но на премьере его казалось, что Круз был в восторге: он раздавал комплименты всем причастным к его созданию и всеми силами подчёркивал, что готовый фильм — результат коллективной работы. «Джейк! Джейк!», — кричал он одному из партнёров по фильму Джейку Джонсону, — «С тобой было шикарно работать, Джейк!».

(перевод заметки Variety “Inside ‘The Mummy’s’ Troubles: Tom Cruise Had Excessive Control” от 14 июня 2017 года)

Оставьте комментарий